С мая возьмет старт очередная валаамская навигация. Снова повсюду в храмах и на лесных тропинках зазвучат голоса валаамских гидов – опытных и новичков.
Состав паломнической службы подвижен. Жизнь идет: кто-то в межсезонье нашел новую работу и не может получить отпуск, кто-то стал папой или мамой и должен быть рядом с малышом, кто-то вынужден оставаться с немощными родителями, - всех обстоятельств не перечислить. Но на место выбывших Господь неизменно посылает новых людей! В их души тоже войдет это удивительное явление, которое мы называем коротким полногласным словом «Валаам». И они также, как их старшие товарищи, будут встречать, просвещать, вдохновлять, провожать тысячи гостей. Открывать и дарить им ту подлинную красоту, через которую открывается нам Бог.
Кто они – валаамские гиды? Если вглядеться пристальнее, можно увидеть сообщество удивительно разных интересных людей, разного возраста, профессий, живущих в разных регионах России и даже мира.
В 2025 году из 243 экскурсоводов, отработавших за навигацию в паломнической службе Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, самым «дальним» оказалась Власова Светлана Анатольевна.
Её путь к Валаамскому архипелагу пролёг между двумя великими озерами – Байкалом и Ладогой (по прямой – более 4 410 км!).
«О Валаамском монастыре, о «дивном острове» я услышала в 2005 году, когда оказалась в Санкт-Петербурге, на подворье Валаамского монастыря у Нарвской заставы. Необыкновенное впечатление от воскресной службы многократно усилил мужской хор. Услышав тогда реплику: «А на Валааме еще красивее!», – я подумала, что сам Валаам я, конечно, не увижу, слишком уж сложно и дорого до него добираться.
И вот прошло 20 лет. За это время я стала профессиональным гидом, много работала, много встречала людей. И однажды от сестры во Христе я вдруг получила ссылку на приглашение паломнической службы Валаамского монастыря стать экскурсоводом на Валааме. И тут я поняла, КАК Я ХОЧУ НА ВАЛААМ!
Но одного желания мало, особенно, когда у тебя много обязанностей и попечений, и когда ты живешь в Улан-Удэ! Однако Господь все управил. Подав анкету, я прошла собеседование и была зачислена на курсы подготовки. Батюшка и муж благословили на целый месяц отсутствия дома. А билет на самолет по удачной цене (в одну сторону) я дерзновенно купила еще до окончания занятий и сдачи экзамена!
И вот – я на Валааме. Радости моей не было предела, сердце выпрыгивало, и лицо, кажется, сияло круглые сутки. Все знания и впечатления от изученного со страниц методических пособий переходили в осязаемые объекты, которые проникали прямо в душу. Природа показалась, на первый взгляд, похожей на нашу, сибирскую. Очень много хвойных деревьев, лишайников, мхов, кустов черники и брусники. Но на Валааме среди тайги вдруг раз – и появится у дороги клен остролистный, липа, откроется полянка с цветущим вереском. В дикой природе Байкала такого не встретишь. А здесь – такая роскошь! И растет все на сплошной каменной глыбе, на «луде», как принято говорить на Валааме. Можжевельник встречается и у нас, на верховых болотах Байкальского заповедника. Но как все болотные растения, он имеет угнетенный вид, а на Валааме кусты можжевельника большие и пушистые. С кедрами же все наоборот. Для Валаама сосна кедровая – интродуцент, привезенный из Сибири, мало отличающийся от обычных тоненьких сосен. На Байкале же кедровые сосны – настоящие красавицы, с великолепными кронами и ветвями, спускающимися до середины ствола. И конечно же на Байкале они покрыты шишками, которые дают вкуснейшие кедровые орешки.
Воздух и на Валааме, и на Байкале чудесный: смесь морской свежести с пряным ароматом хвойных деревьев. И даже кольчатая нерпа, знаменитый пресноводный тюлень, объединяет Ладогу и Байкал!
Есть на Байкале и свой мужской Спасо-Преображенский монастырь. На Ладоге – Валаамский, на Байкале – Посольский.
Их служение изначально было миссионерским. По церковному преданию, прпп. Сергий и Герман Валаамские прибыли в Новгородские земли из «восточных стран» (Византии) вскоре после крещения Руси ради проповеди христианства среди славянских и финно-угорских племен. Обосновавшись на Валаамских островах, они со временем основали монашескую обитель.
Спасо-Преображенский монастырь на Байкале был создан в 1681 году указом царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I) по благословению патриарха Иоакима для «просвещения монгольских народов (монголов, бурят, тунгусов) светом православной веры и поддержания ее в русских переселенцах». Он разместился на восточном берегу Байкала, у залива Прорва, на окраине села Посольское. Название села связано с печальной судьбой первого русского государственного посольства в Монголию: переправившись через Байкал, послы подверглись разбойному нападению, некоторые из них были убиты и похоронены в красивом месте у залива. Память их сохранялась и дала название будущему поселению, порту и монастырю.
Первой братией забайкальской обители стали двенадцать монахов, присланных из Санаксарского монастыря, во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием.
Удачное расположение близ залива, удобного для отстоя судов и организации порта, уже в 17 веке превратило Посольский монастырь в ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Из Прибайкалья в Забайкалье, Приамурье, на Дальний Восток, а также в Китай, Монголию и обратно через порт монастыря направлялись купеческие торговые караваны, дипломатические миссии, многие известные государственные и общественные деятели, военные отряды, люди науки и культуры (обитель служила опорным пунктом академических экспедиций по изучению Байкала и прилегающих к нему территорий), казаки и крестьяне. В летнее и зимнее время монастырь являлся странноприемницей для людей «всех чинов и званий», обеспечивая их жильем и питанием во время вынужденных остановок из-за непогоды.
Как много общего с Валаамом, лежащем на другом, западном, краю России, посреди Ладоги, на пути в Финляндию и Скандинавию!
Оба монастыря служили для окрестных жителей примером хорошо организованного, рачительного хозяйства, обладали обширными рыбными ловлями.
С миссионерской целью в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре была открыта школа для мальчиков-карелов, а в Спасо-Преображенском Посольском – для мальчиков-бурятов.
В наши дни возрождение Валаамской обители началось в 1989 году. В Бурятии дело шло медленнее: в 1995 году в разоренном храме Посольского монастыря зарегистрировали православный приход, а в 2000-м – мужской монастырь. Сейчас его братство (монахи и послушники) составляет примерно 25 человек, восстановлен Спасо-Преображенский собор, идут работы по ремонту церкви свт. Николая Чудотворца.
Валаам в этом плане, конечно, достиг огромных результатов! Братии уже более 200 человек, 17 скитов, подворья.
Мне, впервые посетившей Валаамский монастырь в 2025 году, не видевшей его в период 50-летнего запустения, история этого святого места, русского «Северного Афона», представилась неразрывной, везде я чувствовала присутствие его основателей – преподобных Сергия и Германа, незримо молящихся за всех нас. 1000-летняя история – это не «просто так»! Это великое духовное наследие, имеющее громадное значение!
Вспоминая с благодарностью руководство и сотрудников паломнической службы, братию Валаамского монастыря, оказавшихся в моих группах путешественников, в свою очередь, хочу всех пригласить на Байкал! Увидеть могучую природу Сибири, ее размах, своеобразие местной культуры, узнать о ее святынях и подвижниках, несших православие на восточные рубежи матушки-России».
Этот теплый отклик Светлана Власова отправила методистам паломнической службы Валаамского монастыря уже из дома, обдумав и прочувствовав свой валаамский опыт. Очень надеемся, что он вдохновит тех православных людей, которые «давно подумывают, но не решаются» пройти обучение и стать валаамским экскурсоводом.
Прием анкет кандидатов уже начат.
С Богом!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 591410